Центр Перми переформатируют

Началась серия экспертных круглых столов по градостроительству.

Источник: РИА "Новости"

Проект городской реновации «Пермь — 300 лет на Каме», впервые обнародованный в рамках VII Межрегионального архитектурно-строительного форума на «Пермской ярмарке», продолжает вызывать множество вопросов как у всех жителей Перми, так и у экспертного сообщества — архитекторов и урбанистов, а также у собственников зданий и территорий, входящих в зоны реновации или соседствующих с ними. Для того чтобы прояснить перспективы и объяснить детали грядущих изменений, решено провести серию круглых столов с профессионалами-градостроителями и представителями прессы. Первое такое собрание состоялось 4 июня в редакции «РБК-Пермь».

Вкратце о проекте «Пермь — 300 лет на Каме», разработанном архитектурным бюро MLA+ (Санкт-Петербург), рассказал Андрей Головин, пермский градостроитель, участвовавший в работе над проектом. По его словам, идея комплексной реновации возникла в июле 2017 года, когда стало понятно, что обилие инфраструктурных проектов — новое здание Пермской художественной галереи, новая сцена Пермского театра оперы и балета, реконструкция вокзала Пермь II, продолжение улицы Строителей — требует синхронизации этих проектов, сведения их в одну систему, тем более что многие из них так или иначе влияют на городскую среду — на жилую застройку и промышленные объекты.

По словам Головина, не нужно думать, что всё, что запланировано в проекте, непременно должно реализоваться к 300-летию Перми: некоторые элементы этой системы рассчитаны на строительство на протяжении нескольких десятилетий; тем более важно видеть общую картину, представлять себе градостроительную ситуацию в комплексе и понимать цели проводимых изменений.

Градостроитель назвал эти цели. Реновация проводится для того, чтобы сконцентрировать ресурсы в существующих границах города, максимально использовать площади городского центра для строительства и привлечения инвестиций, строить новые микрорайоны не на окраинах, а в центре, где, оказывается, есть множество территорий, находящихся в запустении, — это старые заводские товарные и транспортные дворы, складские комплексы и т. д. Если отнестись к этим площадкам по-хозяйски, появятся сотни тысяч квадратных метров жилых, офисных, торговых и прочих полезных помещений в непосредственной близости к центру города.

Ещё одна цель проекта — формирование нового городского центра, объединяющего центр XIX века (от Разгуляя до ул. Сибирской) с центром ХХ века (перекрёсток Комсомольского проспекта с ул. Ленина и городская эспланада).

Важнейшим элементом новой транспортной схемы станет транспортно-пересадочный узел (ТПУ) на Перми II. «Нынешнее положение автовокзала никого не устраивает: ни пассажиров, потому что автовокзал далеко от железнодорожного вокзала, ни транспортников, которым приходится ехать через весь город, а площадка при автовокзале не вмещает всё количество автобусов», — считает министр транспорта Пермского края Николай Уханов. ТПУ, который объединит железнодорожный и автобусный вокзалы, позволит пассажирам из территорий Пермского края быстро пересесть с пригородного автобуса на поезда дальнего следования и наоборот, кроме того, будет легко пересаживаться на городской общественный транспорт.

Андрей Головин обозначил очерёдность воплощения инфраструктурных проектов: строительство ТПУ на Перми II и параллельно — прокладка магистрали на ул. Строителей, реновация территории Разгуляя — завода им. Шпагина, что включает в себя новое помещение для Пермской художественной галереи и новую сцену Пермского театра оперы и балета.

Разумеется, у собравшихся на круглый стол архитекторов возникло много вопросов. Так, многих волнует, каким образом будет развиваться улица Монастырская от Перми I в сторону Мотовилихи. Андрей Головин уверил коллег, что на этой улице не планируется радикального увеличения трафика и никаких серьёзных реконструкций. Архитектурный ансамбль площади у Речного вокзала не претерпит изменений: на своих местах останутся и исторические лабазы, и ресторан «Экспедиция», и торговый комплекс «Речник».

Участники круглого стола сошлись на том, что представленная программа комплексного развития города является набором конкретных проектов по преобразованию общественных пространств и инфраструктуры. Они требуют привлечения не только серьёзных бюджетных вложений, но и поиска инвесторов, так как проектов такого масштаба мало даже на уровне страны.

Геннадий Воженников, заместитель председателя Пермского краевого отделения Всероссийского общества охраны памятников:

— В целом то, что предлагает краевое правительство, интересно и актуально. Это лучше, чем растаскивать объекты по окраинам, где нет дорожной и коммунальной инфраструктуры. После того как были введены ограничения высотности в центре, застройщики стали уходить на периферию, что создаёт огромную нагрузку на инфраструктуру города и провоцирует пробки.

Я надеюсь, пермяки смогут не волноваться за снос исторических зданий и увеличение этажности в историческом центре, поскольку есть утверждённый проект зон охраны памятников Перми. В нём детально описаны все требования к домам и зданиям, которые строятся рядом с памятниками.

Но пока это всего лишь проект. Его реализация потребует значительных инвестиций и растянется на десятки лет. Надеюсь, что власти смогут воплотить его. Но, вероятно, не к 300-летию города. Я считаю, что нужно идти поэтапно: сосредоточиться на одном объекте (театр, галерея) и доводить его до конца. Строительная отрасль тянет за собой остальные стороны экономики, и я думаю, что это как-то подтолкнёт город к развитию.

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing
Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing
Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing
Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing
Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing
Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing